|
|
МСЭ и реабилитация детей-инвалидов |
|
ИСТОРИЯ ВОПРОСА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ
В истории вопроса инвалидности детей в нашей стране можно выделить несколько этапов. До 1979 года юридически термин
"ребенок-инвалид" не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета
не производилось.
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении
материального обеспечения инвалидов с детства" от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей-
инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы
здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 декабря 1979 г. были утверждены перечень
медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка-
инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000 г.г., который можно обозначить как второй этап в истории вопроса
детской инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов, уровень детской инвалидности в России
увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году.
Это обусловлено в большей степени изданием Приказа МЗ РФ 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к
определению категории "ребенок-инвалид".
С целью упорядочения вопросов по освидетельствованию инвалидов, контроля за проведением реабилитационных мероприятий в
Российской Федерации в системе органов социальной защиты населения стали создаваться и реорганизовываться из бывших
бюро врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) в
соответствии с Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 183 ФЗ. Организация работы
учреждений государственной службы МСЭ регламентировалась "Примерным положением об учреждении государственной службы
МСЭ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965. На основании этого документа стали создаваться
педиатрические составы и смешанные бюро МСЭ, куда наряду с врачами - специалистами по медико-социальной экспертизе:
терапевтами, хирургами, неврологами вошли и специалисты педиатры. С организацией в стране государственной службы медико-
социальной экспертизы в 1996 году функция экспертного обслуживания детского населения из учреждений здравоохранения
постепенно стала передаваться в новую службу. Однако реально началом формирования педиатрической службы МСЭ в Российской
Федерации можно считать 1997 год, когда были организованы первые бюро данного профиля (Нижегородская, Омская, Орловская,
Саратовская области и другие).
2000 год явился рубежным и знаковым - годом рождения педиатрической службы МСЭ, началом третьего исторического этапа в
становлении и развитии социальной помощи детям-инвалидам. Это связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, именно в
этом году сформировано основное количество педиатрических бюро МСЭ и освидетельствование детского населения передано из
учреждений здравоохранения в службу социальной защиты в 80% регионах (к 2002 году освидетельствование детского населения во
всех 89 территориях проводится в учреждениях социальной защиты населения); во-вторых, с 2000 года изменены возраст и сроки
определения категории "ребенок-инвалид" (с 1 января 2000 категория "ребенок-инвалид" продлена с 16 лет до 18 лет согласно ФЗ
РФ 172 от 17.07.1999 г.; по Постановлению Правительства РФ 820 от 26.10.2000. сроки определения инвалидности детям
изменены на один, два года и до достижения ими 18 лет), что существенно повлияло на статистические данные по учету детей-
инвалидов; в-третьих, изменены критерии определения инвалидности детям в связи с отменой Приказа МЗ РСФСР №117 12 мая
2000 г. - определение инвалидности детям стало осуществляться согласно Классификациям и временным критериям,
утвержденным Постановлением МТ и СР РФ и МЗ РФ 1/30. Принципиальное и существенное изменение законодательной базы по
определению инвалидности детям, формирование новой педиатрической службы потребовало и организации подготовки кадров
педиатров, неврологов, хирургов для бюро МСЭ. С этой целью в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей-
экспертов в 2000 году создан курс МСЭ и реабилитации детей-инвалидов для осуществления первичной подготовки и
усовершенствования врачей - специалистов по МСЭ и реабилитации, работающих в системе социальной защиты населения и
осуществляющих освидетельствование детского населения.
На вновь созданную педиатрическую службу МСЭ были возложены задачи не только по проведению клинико-экспертной
диагностики, но и по разработке комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов в
общество, содействию и контролю над его реализацией, то есть - функции социальной медицины.
Педиатрическая служба МСЭ стала важной и неотъемлемой составной частью государственной службы медико-социальной
экспертизы. С момента ее создания наметилась тенденция к улучшению качества экспертного обслуживания детского населения,
возросла роль и значимость медико-социальной экспертизы в решении вопросов социальной защищенности детей-инвалидов:
- медико-социальная экспертиза детского населения стала проводиться специально предназначенными для этих целей
учреждениями и специалистами; возросла требовательность к полноте и качеству обследования детей, направляемых на
освидетельствование в бюро МСЭ, к качеству принятия и обоснования экспертных решений;
- произошел переход от медицинской (клинической) экспертизы к медико-социальной, комплексно, разносторонне и в равной мере
использующей как клинические, так и социальные критерии в оценке последствий болезни ребенка;
- повысилась значимость реабилитационного направления в технологии производства медико-социальной экспертизы, передача ее
из учреждений здравоохранения позволила обеспечить комплексный подход в решении вопросов медико-социальной реабилитации
детей-инвалидов (в определении потребностей детей-инвалидов в мерах медицинской, психолого-педагогической, профессиональной
и социальной реабилитации, в разработке индивидуальных программ реабилитации - ИПР и др.);
- в системе социальной защиты и социального обслуживания детей-инвалидов появилось важное звено, определяющее право
ребенка-инвалида на социальную защиту, включая реабилитацию, обеспечивающее преемственность и последовательность в
предоставлении социальных и реабилитационных услуг учреждениями разной ведомственной подчиненности в соответствии с ИПР,
контроль за ее исполнением и оценку эффективности.
За 5 лет существования педиатрической службы МСЭ (с 2000 по 2005 год) достигнуты следующие результаты:
1) приостановился рост абсолютного числа детей-инвалидов и отмечено сокращение их числа с 678 тысяч в 2000 году до 603 тысяч в
2004 за счет перехода на другие критерии определения инвалидности детям;
2) несмотря на это, удельный вес детей-инвалидов в структуре детской популяции увеличился за это же время с 1,7% до 2,2% (2,8%)
на фоне значительного сокращения детского населения страны, что отражает ухудшение состояния здоровья детей в целом;
3) практически все педиатры службы МСЭ прошли повышение квалификации по вопросам медико-социальной экспертизы и
реабилитации детей-инвалидов; за 5 лет на курсе МСЭ и реабилитации детей-инвалидов СПбИУВЭК проведено обучение более 600
врачей-педиатров;
4) педиатры службы медико-социальной экспертизы полностью освоили не только экспертные вопросы, но выполняют в регионах
важные аспекты социальной медицины - динамическое наблюдение за детьми-инвалидами, разработка индивидуальной программы
реабилитации и ежегодное обследование детей с оценкой эффективности реабилитационных мероприятий;
5) в результате проведения организационно-методической работы, на которую еженедельно в учреждениях МСЭ отводится 1 день,
налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с учреждениями здравоохранения по экспертным и реабилитационным
вопросам;
6) медико-социальная экспертиза максимально приближена к детскому населению за счет создания первичных бюро МСЭ в районах
и организации выездных заседаний в больницах, детских домах и других интернатных учреждениях, а также выездных заседаний в
отдаленные населенные пункты.
7) В 2002 году на базе 2 педиатрического отделения СПбНЦЭПР им. Г.А.Альбрехта развернуты экспертные койки и с этого времеи
осуществляется консультативная помощь регионам по очному и заочному освидетельствованию детского населения силами
специалистов-педиатров СпбИУВЭК и СПбНЦЭПР.
В 2005 году продолжено реформирование государственной службы МСЭ. Внесены значительные изменения в Федеральный
Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (редакция от 22.08.2004 г. 122-
ФЗ),принято Постановление Правительства РФ 805 от 16.12.04 г., согласно которым, в частности, изменена структура построения
государственной службы МСЭ. С 1 января 2005 г. создана вертикальная структура подчинения федеральных государственных
учреждений МСЭ, подведомственных уполномоченному органу - Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию. Разработана трехуровневая система бюро МСЭ: первичные бюро МСЭ на местах, Главное бюро МСЭ в регионе,
Федеральное бюро МСЭ в Москве (на базе Федерального Центра экспертизы и реабилитации инвалидов), что определяет и
соответствующий порядок обжалований при несогласии пациентов с вынесенным первичным бюро МСЭ решением.
С 1 января также вступила в силу утвержденная Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 г. форма
индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы,
где отражены программы медицинской, профессиональной, социальной и психолого-педагогической реабилитации; указываются
сроки проведения, исполнитель, отметка о выполнении. С 2005 года учреждениям МСЭ вменено в обязанность обязательное
заполнение ИПР.
22 августа 2005 года Приказом №535 от 22 августа 2005 г. утверждены классификации и критерии, используемые при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы. Согласно этим критериям изменена характеристика основных видов нарушений функций организма. К основным
видам нарушений функций организма человека относятся:
- нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных
функций);
- нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи;
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов
чувствительности);
- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней
секреции и иммунитета;
- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия
пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно
выраженные, выраженные, значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней
выраженности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к
самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать свое поведение, способность
к трудовой деятельности. Категория "ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории
и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость
социальной защиты.
С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г.,
утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному
лечению, протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению техническими средствами
реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и др.)
Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов расширяет показания к определению
инвалидности за счет указанных дополнительных видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений,
обусловленных физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории "ребенок-инвалид" и в будущем
приведет к росту числа детей-инвалидов.
Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а только начинает работу с больным ребенком:
разрабатывается индивидуальная программа реабилитация, по которой осуществляется комплексная реабилитация ребенка-
инвалида. Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной помощи детям направлен именно на решение вопросов
реабилитации, его по праву можно назвать реабилитационным этапом, так как именно проведению реабилитационной работы
посвящены усилия многих специалистов.
|
|
Сайт управляется системой uCoz |
|
|
|