Вторник, 23.10.2018, 20:21
 Российский форум
врачей-экспертов МСЭ

Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » РАБОТА » Новости, статьи, законы » Доклад руководителя ФГУ ГБ МСЭ ФМБА Сергея Козлова
Доклад руководителя ФГУ ГБ МСЭ ФМБА Сергея Козлова
MaginДата: Суббота, 18.10.2008, 17:22 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/19

Доклад руководителя ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства» Сергея Козлова на Всероссийском совещании по социальной поддержке инвалидов

4/июня /

Инвалиды во всем мире относятся к категории населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социаль­ном, моральном и политическом аспектах, вследствие имеющихся у них нарушений и ограничений жизнедеятельности. Решению проблем инва­лидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по дос­тижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для вы­работки национальных планов действий.

Эта задача направлена на обеспечение инвалидам равных возмож­ностей, улучшение положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

Необходимость решения указанной проблемы заставила пересмот­реть традиционные подходы к понятиям "инвалид" и "инвалидность" и привести их в соответствие с нормами международного права.

Актуальность проблемы определяется значительным количеством людей имеющих признаки ограничений жизнедеятельности, а также неуклонным ростом общего числа инвалидов в последние годы в силу ряда экономических, социальных и демографических причин.

Все это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российс­кой Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Реализация данного закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создания новой методической базы по ее определению и оценке.

В современных условиях социально-экономических преобразований в России особого внимания требуют проблемы социально уязвимых слоев населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.

На протяжении всей истории развития общества прослеживается последовательно вначале неприязнь к инвалидам, затем появляется понимание о возможности привлечения части инвалидов к отдельным видам труда, и, наконец, к пониманию необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.

Перед федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы поставлены задачи по внедрению организационных, медицинских и социальных информационных технологий, в соответствии с современной концепцией инвалидности, которая приобрела реабилитационную направленность деятельности службы, и направлена на, предотвращение формирования комплекса ущербности, рентной установки, улучшения качества жизни инвалидов.

Внедрение в практику работы учреждений МСЭ новых подходов к определению инвалидности показало значительные преимущества со­временных позиций медико-социальной экспертизы для улучшения со­циальной защиты инвалидов.

Однако практическое применение современных критериев используемых при проведении медико-социальной экспертизы показало, некоторое несовершенство новых методологических подходов, в том числе отсутствие четких оснований для установления инвалидности без указания срока инвалидности.

В последнее время принято ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, направленных на упрощение процедуры освидетельствования и обеспечения техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями инвалидов и ветеранов, это Указы Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Последнее постановление вступает в силу с 01.10.2008.

Теперь я хотел бы более подробно остановиться на данных документах.

Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685

«О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».

Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 в 2008 году планируется завершение обеспечением легковыми автомобилями 33,1 тыс. инвалидов войны. По желанию граждан вместо автомобиля им будет выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тыс. рублей.

В 2009 году легковые автомобили или единовременную денежную компенсацию получат более 2,1 тыс. инвалидов из числа граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и реабилитированных лиц других категорий граждан. Единовременную денежную компенсацию получат также 52,5 тыс. инвалидов вследствие общего заболевания, инвалидов с детства и детей инвалидов.

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2008 № 744

«О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»

Этот Указ безусловно будет способствовать усилению заботы об этих людях. Принятое Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 744 решение предусматривает повышение компенсационных выплат лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход за 580 тысячами инвалидов (преимущественно I группы и детьми-инвалидами) на дому, с 500 до 1 200 рублей в месяц.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

Согласно данным статистического наблюдения структура инвалидности взрослого населения по классам болезней в Российской Федерации в 2006 г. представлена следующим образом:

1-е ранговое место занимают инвалиды вследствие болезней системы кровообращения, удельный вес которых составил 51.2%, т.е. более половины всех впервые признанных инвалидами. Обращает внимание, что в этом классе больше всего инвалидов вследствие ишемической болезни сердца (ИБС), удельный вес которых составил 20,7% от общего числа впервые признанных инвалидами. Удельный вес инвалидов вследствие цереброваскулярных болезней несколько меньше – составил 17,6%.

2-е ранговое место занимают инвалиды вследствие злокачественных новообразований, удельный вес которых составлял 13%.

3-е ранговое место занимают инвалиды вследствие болезней костно-мышечной системы – их удельный вес составлял до 8%.

4-е ранговое место занимают инвалиды вследствие травм, отравлений и других внешних воздействий, удельный вес которых составлял 4,7%.

Далее ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы.

Изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» конкретизировали условия, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, а категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину до достижения им возраста 18 лет.

Определен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и условий, согласно которому, инвалидность устанавливается бессрочно, что исключает необходимость, как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу, так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.

Анализ характеристик контингента инвалидов и структуры инвалидности позволил включить в перечень социально значимые заболевания, с учетом степени выраженности ограничений жизнедеятельности.

Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и условий, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования адаптирован к МКБ-10 с учетом предложений Всероссийской общественной организации инвалидов, что позволит на практике формировать систему учета и отчетности, как единый нормативный документ на уровне международных стандартов.

Определен срок наблюдения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования по перечню – в течение 2 лет.

При основных нозологических формах заболеваний это срок необходимый для проведения комплекса лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций здоровья больных и инвалидов, или ос­лаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Для выявления неэффективности реабилитационных мероприятий направленных на устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим правилам) требуется более долговременный период наблюдения – 4 года.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено и при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

Данная правовая норма адресована федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы и устанавливает для них предельные сроки наблюдения за инвалидами учреждениями МСЭ при принятии решения об установлении инвалидности бессрочно и препятствует необоснованному, несвоевременному принятию решения об установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования, что обеспечит реализацию гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами.

Государственная поддержка инвалидов не может сводиться исключительно только к пенсиям и социальным выплатам. Важнейшей задачей здесь является обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и создание развитой системы реабилитации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

На сегодняшний день действуют постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями».

В постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» принято новое концептуальное направление по обеспечению инвалидов, ветеранов, техническими средствами и услугами за счет средств федерального бюджета, тем самым упрощена процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации распространены на лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид».

Определен порядок обеспечения протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами.

Регламентирован порядок работы с заявлением инвалида, ветерана: одновременно с рассмотрением заявления о предоставлении инвалидам технических средств реабилитации, а ветеранам протезов и протезно-ортопедических изделий, исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации формирует дело, и одновременно высылает (выдает) направление на получение (изготовление) инвалиду указанного технического средства реабилитации (изделия), а ветерану протеза, протезно-ортопедического изделия, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, заключением об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветерана, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам техническое средство реабилитации, протез и протезно-ортопедическое изделие соответственно инвалид (ветеран) приобрел за собственный счет, компенсация выплачивается в размере стоимости технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедическое изделия.

Определен порядок выплаты компенсации если инвалиды и ветераны самостоятельно обеспечили себя соответствующим техническим средством реабилитации (изделием), протезом, протезно-ортопедическим изделием путем приобретения за собственный счет, выплата осуществляется в месячный срок с даты принятия соответствующего решения.

Определен порядок ремонта технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, введено понятие медико-технической комиссии, предусмотрена компенсация, если инвалид, ветеран самостоятельно произвели ремонт соответственно технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, ранее эта норма отсутствовала.

Определен порядок и условия замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий. Исключена необходимость обращения граждан, как в лечебно-профилактические учреждения, так и в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в случае если индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана до достижения гражданином возраста 18 лет, либо бессрочно, и период проведения реабилитационных мероприятий определяется сроком пользования техническим средством реабилитации, протезом и протезно-ортопедическим изделием.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.

Установлено, что технические средства реабилитации, передаваемые инвалидам, а протезы, протезно-ортопедические изделия - ветеранам бесплатно в безвозмездное пользование по истечении срока пользования сдаче не подлежат.

Предусмотрена компенсация при самостоятельном решении инвалидом или ветераном вопроса проезда, к месту нахождения организации, обеспечивающей протезами и протезно-ортопедическими изделиями, ранее эта норма отсутствовала.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» продолжается работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов.

Подготовлены проекты приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации:

1.«Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида и формы индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, Положения о порядке разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида.

2. «Об утверждении формы и порядка заполнения заключения об обеспечении протезами, и протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемой врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам».

3. «О порядке осуществления исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы и форме её заключения о необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации протезов и протезно-ортопедических изделий».

4. «Об утверждении формы и порядка заполнения заключения, об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам».

5. «Об утверждении формы уведомления о постановке на учет по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями и формы направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий».

6. «Об утверждении формы специального талона для бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и формы именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда на автомобильном, воздушном и водном транспорте».

7. «Об утверждении медицинских показаний и противопоказаний к обеспечению инвалидов техническими средствами».

Важнейшим элементом работы по улучшению социального самочувствия лиц, с ограниченными возможностями является развитие и совершенствование системы социального обслуживания населения, в том числе и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, которая на сегодняшний день еще далека от совершенства. Сегодня к медико-социальной экспертизе много претензий.

Реформировать систему медико-социальной экспертизы теперь предстоит Федеральному медико-биологическому агентству.

«Прежде всего экспертиза должна быть гуманной по отношению к людям, для которых она создается. Мы должны создать благоприятные условия, чтобы люди приходили в учреждения со спокойным сердцем и с пониманием того, что здесь им помогут», - сказала Татьяна Алексеевна Голикова на расширенной коллегии Федерального медико-биологического агентства.

Предстоит провести работу по совершенствованию системы классификаций и критериев, используемых при признании граждан инвалидами и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

В ближайшее время будут разработаны мероприятия по повышению эффективности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе в части укомплектования их квалифицированными кадрами, укрепления материально-технической базы, нормативно-правового обеспечения их деятельности.

 
Форум » РАБОТА » Новости, статьи, законы » Доклад руководителя ФГУ ГБ МСЭ ФМБА Сергея Козлова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz